Амурский областной театр драмы

Касса

  Благовещенск, ул.Ленина, 146
  8 (4162) 33-74-20
  Пн-ВС с 10:00 до 19:00,
без перерыва

«Недостаток образования рождает пошлость»: интервью с главным режиссером Амурского театра драмы

Нужно ли идти на провокации в театре — ругаться матом со сцены или раздевать артистов? Какую книгу новый главный режиссер Амурского театра драмы Роман Зареев собирается читать много лет и чего боится больше всего? Журналисты «Амурской правды» позвали главного режиссера драмтеатра на большой «театральный» разговор в редакцию.

Провинция в головах

— Роман Сергеевич, в прошлом театре, где вы служили (Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского), всегда начинали сезон именно с пьес Островского. На амурской земле вы не стали изменять традиции и начали с «Женитьбы Бальзаминова».

— Здесь дело не в традициях. Я репертуарный режиссер, меня «затачивали» под то, чтобы я работал на постоянной основе в театре. Вы понимаете, чем отличается приглашенный режиссер от постоянного? У меня есть, кроме талантливых мечт, еще и обязанности. Поэтому вместе с директором Татьяной Федоровной Бединой мы должны заботиться и о репертуарной политике театра. Учитывать и интересы молодежи — обладателей «Пушкинской карты», и представителей старшего поколения не хочется обижать. Много факторов должно сложиться: от экономических до чисто амбициозных. И почему бы не с Островского начать? Замечательный автор, время подходящее, вопросы, которые поднимаются в его пьесах, современны. И еще одна важная составляющая для успеха — талантливый коллектив Амурского театра драмы. В общем, все складывается!

— В чем проблема провинциальных театров? В Амурском театре драмы есть кадровый голод?

— Самая большая проблема провинциальных театров — они думают, что они провинциальные. Провинция — она не в местоположении, а в головах. На мой взгляд, совершенно неважно, где находится театр: в европейской части России или на Дальнем Востоке. Финансирование, может, отличается. И что теперь, театром не заниматься? Кадры? Сколько у нас провинциальных артистов хороших! Вопрос в таланте и профессионализме. Перед артистами стоят профессиональные задачи, которые они должны выполнять. Кадровый голод во всех театрах есть, неважно — амурский он или нет. Конечно, всегда есть что покритиковать. Хотелось бы большей образованности среди молодежи в театре, чтобы она была чуть-чуть поученее, что ли. Меня учили, что есть три составляющих актерского мастерства — образование, темперамент (актер не может быть вялым) и жизненный опыт. И последний должен копиться, актер должен пребывать в изучающем состоянии. Ехать в автобусе, покупать в магазине и наблюдать — это его работа. И это без выходных! Так нас учили.

Елена Войтенко, заведующая литературно-драматургической частью драмтеатра:

«Репертуар Амурского драматического театра за последние годы очень изменился. Из 18 спектаклей в январе всего две комедии положений — «Номер с фруктами» и «Смешные деньги». Зато есть классика — Достоевский, Пушкин, Гоголь, скоро будет Островский, есть постановки по современным пьесам и даже спектакль с элементами балета».

— Несколько лет назад в репертуаре Амурского театра существовал небольшой перекос в сторону комедий.

— Это беда приглашенных режиссеров. Они приезжают, а так как есть определенные сроки, идут по пути наименьшего сопротивления. Чаще всего выбирают комедию. Это меньше времени, меньше затрат. У приезжего режиссера нет времени посидеть-подумать. Для примера — наше сериальное кино для домохозяек. Вы думаете, хоть один режиссер или оператор хочет снять плохо? Нет. Они мечтают снять хорошо, но есть заказчик-канал с продюсером. И продюсер говорит, что этот фильм будет смотреть домохозяйка, которая в это время будет приглядывать за ребенком или борщ варить. Так вот она должна отвернуться от телевизора – помешать суп или подгузник поменять, потом повернуться и понять, что ничего в сериале не пропустила. И в театре то же самое. Мы просто заложники ситуаций.

И то, что в Благовещенске один театр драмы — это не повод расслабляться. Этот театр должен выполнять функцию и музыкального театра, и балета, и отбирать хлеб у театра кукол. Артисты должны и плясать, и петь, раз уж мы здесь одни. Иначе нам будет просто перед зрителем стыдно.

Пошлость на сцене — от недостатка образования

— Как вы относитесь к пошлости в театре? Когда шутят «ниже плинтуса», раздевают артистов догола.

— Недостаток образования рождает пошлость в театре. Я откровенно против. Пошлость — она не на сцене, а в голове того, кто творит. Можно и шутку «ниже пояса» рассказать так, что она не будет пошлой. Весь вопрос в образовании и интеллигентности человека, стоящего перед вами. Раздеваться на сцене, может быть, и нужно, но если можно, то лучше этого избежать. Если бы я разделся на сцене, то вы точно бы в этот театр никогда не пришли. Стоит ли ругаться матом? По-моему, нет. Что я как режиссер выиграю, если у меня артист начнет со сцены ругаться матом? Ничего. Артист — тоже ничего, а 50 процентов негатива от зала я услышу. Больше всего я боюсь, когда театр начинает учить.

— Как вы относитесь к тому, что порой зритель диктует что хочет видеть на сцене?

— Отвратительно. Отвечу на этот вопрос историческим случаем. Париж. Премьера спектакля по пьесе Гюго «Отверженные». Половина зрителей была за спектакль, другая половина — против. К антракту завязалась драка, но спектакль продолжили. К концу представления драка переместилась на сцену — артистов пришлось спасать. Закрытие занавеса не помогло — вызвали полицию. Драка медленно переросла в дебош на улице, и случилась третья французская революция! Поэтому на поводу у зрителя идти не стоит. Нельзя заигрывать режиссеру как со зрителем, так и с артистом. Хотя режиссер – единственный в театре, кто представляет интересы зрителей. Спектакль вы смотрите моими глазами. И стоит ли мне заигрывать со зрителем? Вы же не идиоты и сразу поймете, что режиссер лукавит. Похлопаете для приличия, но в этот театр больше не пойдете. Давайте так: я честно делаю, вы честно хлопаете. По классику: в Большом пусть поют, а я буду резать кроликов — и никакой разрухи!

Мода на театр

— Что нужно сделать, чтобы зритель пошел в театр?

— Чтобы появилась мода на театр, достаточно в каком-нибудь топовом фильме показать, как главные герои пошли в театр. После прекрасного фильма с Джулией Робертс «Красотка» все пошли в оперные театры. А если честно, то посещаемости театра в Благовещенске можно позавидовать. Зрители идут!

— Какая книга лежит на прикроватной тумбочке у главного режиссера?

— Сейчас одна «книга» лежит и очень мешает мне спать ночами. Это шестимесячный Константин Романович. Эту книгу мне еще много лет читать. Я бы с удовольствием уехал в тундру на пару месяцев и засел бы с настоящей книжкой — и нет меня, но…

Досье АП

Роман Сергеевич Зареев приехал в Благовещенск из Кинешмы, где почти 20 лет прослужил в Драматическом театре имени А. Н. Островского. В качестве режиссера он принял участие в постановке многих спектаклей, среди которых «Мой бедный Марат», рок-опера «Юнона и Авось», «Ромео и Джульетта», «Двенадцать/17», «Афинские вечера», «Человек в пальто».

В качестве руководителя труппы выезжал на успешные международные фестивали в Бахрейн, Молдову, на Кипр. Во время пандемии организовал международный патриотический проект по прочтению легендарного произведения Александра Твардовского «Василий Теркин», в котором приняли участие актеры из разных стран.

В 2021 году сотрудничал с кинокомпанией «Феникс-фильм», снимающей два четырехсерийных сериала для телеканала «Домашний» — «Тени старого шкафа» и «Игра в дочки-матери». На съемочной площадке он трудился ассистентом художника. В кино Роман Зареев не новичок. Опыт работы в качестве художника-постановщика и декоратора у него внушительный. Вот лишь некоторые проекты, в съемках которых он принимал участие: телесериалы «Солдаты» (2014), «Бандит» (2014), «Бессонница» (2017), «Перевозчик» (2017), «Степные волки» (2017), «Беглец» (2018).

В 2021 году Роман Зареев окончил режиссерский факультет театрального института имени Бориса Щукина при Академическом театре имени Вахтангова (курс Юрия Еремина).

Источник: Амурская правда

Фото: Владимир Воропаев

24.01.2022
  • Ирина

    Понедельник, 29.04.2024, 02:40

    Романа Зареева помню ещё с игр КВН в студенческие годы. Город, в котором прошло его становление, очень непростой. Уездный купеческий быт, описанный в пьесах Островского, до сих пор диктует свои правила: честь в договорах, обязательство сдерживать своё слово, вести себя достойно, так как ты не только на виду у всех, но и многие знают твою родословную и до сих пор ценят за внутренние установки и моральные ценности.
    Культура , воспитание,добросердечность, хлебосольство местных жителей испытала на себе, когда приехала по распределению в этот город .
    А ещё очень красивые виды на Волгу. Матушка - река даёт необыкновенную силу и массу мгновений для раздумий. Почему описываю так подробно то место, где жил ваш главный режиссёр?! Среда формирует человека. Возможно его волжский говор будет вам непривычен, но во всем остальном, думаю, он вас не подведёт.
    Не подставит и не предаст.
    Кузьмина Ирина Валентиновна
    ( работник культуры)

Капча:

Афиша